Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3 Тутаевского муниципального района (МОУ СШ № 3 Тутаевского МР)

Страница обновлена 08.03.2022

Что такое «функциональная грамотность»?

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад.

Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».

Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».

Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники».

Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Ниже представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. Это очень хорошо отражает насколько сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

  • Математическая грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Читательская грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Для этого необходимо последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:

  • работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
  • работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
  • поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
  • включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.

Нормативное обеспечение

Уровень образовательной организации

  • Приказ МОУ  СШ № 3 № 154/01-09 от 20.10.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».
  • Приказ МОУ СШ № 3 № 849/01-10 от 24.12.2021 "О внесении изменений в приказ Департамента образования от 14.10.2021 №625/01-10" (pdf).
  • План мероприятий муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа №3 Тутаевского муниципального района по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021 – 2022 учебный год. 
    Электронный документ: План мероприятий

Муниципальный уровень

  • Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 14.10.2021 №625/01-10 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (Муниципальный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год)(pdf).

Региональный уровень

  • Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 №282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (pdf).
  • Региональный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год (pdf).

Федеральный уровень

  • Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (pdf).
  • Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 № А3-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации» (pdf).
  • ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286).
  • ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287).

Информационно-методическое обеспечение

  • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. На сайте представлен электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Обязательно использование учительской подтвержденной записи на сайте «РЭШ». Доступ учеников к заданиям осуществляется по индивидуально сгенерированной ссылке и паролю. https://fg.resh.edu.ru/
  • Сайт Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования». Информационно-методические материалы http://www.iro.yar.ru/index.php?id=5778
  • Материалы онлайн-конференции «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» https://uchitel.club/pedsovet_2020/pisaregion/
  • Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
  • Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
  • Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение»  https://clck.ru/YLh3L

Мониторинг функциональной грамотности обучающихся

  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  • Платформа электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. https://fg.resh.edu.ru/
  • Инструкция по использованию платформы
  • Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности обучающихся 7-9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественно-научной грамотности» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Демонстрационные материалы

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

Сборники заданий

Образцы и спецификация заданий, предложенных 15-летним подросткам при проведении международного сравнительного исследования PISA, на выявление уровня: