Страница обновлена 11.11.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3 Тутаевского муниципального района (МОУ СШ № 3 Тутаевского МР)

Страница обновлена 11.11.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3 Тутаевского муниципального района (МОУ СШ № 3 Тутаевского МР)

Всероссийский конкурс "Учитель года России-2025"

Соловьёва Анна Петровна

Учитель русского языка и литературы

Классное руководство: 6-б класс

Педагогический стаж: 4 года

Категория: молодой специалист

Медиавизитка: https://disk.yandex.ru/i/d79w1Ly3HvuECA 

 

Эссе

Я – современный учитель

         Что мы представляем, когда заходит речь об учителе? Строгий угловатый костюм, прямоугольные очки в роговой оправе, внимательный взгляд, держащий под прицелом весь класс. Но в то же время мы видим тёплые лучики морщинок, крупные бусы, покоящиеся на острие ключиц, аккуратный (сразу видно советскую школу!) почерк с каллиграфическими вытянутыми буквами.

         Таким был мой классный руководитель – Виноградова Галина Николаевна. Первоклассный математик, чуткий педагог, замечательный человек, способный одним кивком головы не только осадить балующегося шалуна, но и похвалить класс за старание и упорство. Мой пример для подражания, Учитель с большой буквы, что никогда не стоял на месте и продолжал учиться вместе с нами.

         Именно благодаря Галине Николаевне я выбрала профессию педагога. Это случилось больше восьми лет назад, но с тех пор я ни разу не пожалела о своём решении.

***

         По окончании вуза я верила, что легко вольюсь в рабочий процесс. Ну а как иначе? Молодой специалист с багажом идей и запасом интерактивных заданий на любой вкус и цвет, человек, освоивший все социальные сети и находящийся с детьми на одной волне. Я считала себя современным педагогом, ведь в моём понимании современный был синонимом молодого.

         Но дети были… не такими, как я ожидала. Не лучше и не хуже. Просто другими. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, мы уже говорили на разных языках, а потому вещи, в их возрасте казавшиеся мне интересными, воспринимались учениками как что-то пресное и обыденное. Тот объём информации, что они потребляли ежечасно, не шёл ни в какое сравнение с тем, что осваивала я в их возрасте. Привлечённые пестротой Тик-Тока, дети видели учебный процесс скучным и серым. Какое им дело до странствий Одиссея и правописания неизменяемых приставок, когда на экране телефона мелькают яркие картинки, а умное приложение говорит, что запас жизней восстановлен и можно продолжить интересную игру? Им неинтересно записывать материал под диктовку – им хочется не сидеть на месте, постоянно менять вид деятельности, играть, познавать, применять!  

         Даже мой возраст, который я считала своим преимуществом, не смог мне помочь добиться внимания и отдачи, ведь для современной молодёжи в свои неполные двадцать два я уже устарела.

***

         Ещё в далёкой древности китайский мыслитель Конфуций сказал, что «учитель и ученик растут вместе», но даже сейчас, спустя две с половиной тысячи лет, его мысли остаются актуальными. Современный учитель – это не про молодость. Современный учитель – это про желание учиться вместе с детьми.

         Будучи представителями нового поколения, нынешние школьники с самого детства оказываются втянутыми в информационную среду, а большинство из них осваивает телефон раньше, чем азбуку и таблицу умножения. И в этом нет их вины – таковы законы времени. Современные школьники лишь подстраиваются под реалии стремящегося вперёд мира, а потому задача педагога не сетовать на молодёжь и не ругать её – задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям не потеряться в том объёме информации, что предлагает им мир.

         Не случайно обновлённые ФГОС во главу угла ставят системно-деятельностный подход. Задача педагога не выдать новый материал, а научить находить этот материал самостоятельно в процессе деятельности. В мире, где новая информация появляется ежесекундно, где в кармане каждого человека находится коробочка с доступом ко всему изученному, важно научить отличать актуальное от устаревшего, достоверное от ложного, важное от малозначимого. Получая что-то напрямую, ученики никогда не научатся ориентироваться самостоятельно, а потому останутся зависимыми и беспомощными.

         Современный учитель – это проводник. Это помощник и наставник. Компаньон. Такой же ученик, как и ребята, сидящие за партой.

***

         Выйдя из университета с дипломом бакалавра, я думала, что знаю всё. Начав работать в школе, я поняла, что мои знания – капля в море. К счастью, у меня перед глазами всегда был, есть и будет пример, к которому я должна стремиться, – мой классный руководитель, который даже в семьдесят лет не стоял на месте и продолжал учиться вместе со своими подопечными.

         Сейчас я с гордостью могу сказать: «Я – современный учитель». Я учусь вместе с детьми, осваиваю новые интерфейсы и образовательные платформы, говорю о сложном простыми словами. Да, мне далеко до идеала, да, я допускаю ошибки, но совершенство, как говорил Микеланджело, складывается из мелочей.