Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 3 Тутаевского муниципального района (МОУ СШ № 3 Тутаевского МР)

Страница обновлена 25.12.2017

Программа

школьной службы медиации

Составители:

 Белкова Т. А., Долинина И. А. – социальные педагоги

Атрошкина Ю. В. – педагог-психолог.

Пояснительная записка

    Школьная медиация- актуальная проблема для образовательной системы России. Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.

Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров (ст. 2. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров – как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона – медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта. Медиатор – это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.

Метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками.

Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.

Цель: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

 Задачи:

1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов;

2. создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

3.  информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;

Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, методического пособия «Школьная медиация», часть I //А.Ю. Полилей, В. В.Хилькевич

Сроки реализации программы:

 Программа школьной службы медиации рассчитана на 2015 – 2018 гг.

Медиация в образовательном учреждении включает несколько направлений:

  • Ребёнок – ребёнок (когда учащиеся самостоятельно не могут разрешить , созданную ими,  конфликтную ситуацию)
  • Родитель-ребенок (когда родитель не может найти взаимопонимание со свои ребенком).
  • Родитель-Родитель (когда родители учащихся одного класса не могут найти компромисс своими силами).
  • Родитель – Школа (когда руководство школы ориентируется на бесконфликтное разрешение спора с родителями).

Процедура медиации основывается на следующих принципах:
      1. Равноправие сторон — стороны в процессе медиации имеют равные права: в выборе медиатора, процедуре, поведении, информации, в оценке приемлемости предложений, условий соглашения и т.п.
      2. Нейтральность посредника — у медиаторов есть такое правило: при проведении медиации посредник должен быть внутренне «пустым», никакого личностного отношения к сторонам у него быть не должно, важно обеспечить сторонам равное право на участие в переговорах и принятии решения. Этот принцип неразрывно связан с принципом равноправия сторон, если только одной из сторон переговоров покажется, что медиатор симпатизирует другой стороне, процесс медиации будет сорван и медиатор может быть обвинен в сговоре со второй стороной. В то же время опытные медиаторы советуют, что если все же медиатору не удалось сохранить нейтральность по отношению к сторонам, то в этом случае он обязан прекратить проведение медиации и предложить сторонам выбрать себе другого медиатора.
      3. Добровольность — никто не может заставить стороны прийти на переговоры, если они этого не хотят. Необходимо обоюдное согласие сторон на участие в медиации, стороны сами могут выбрать себе посредника. В отличие от судебного заседания в медиации каждая сторона имеет право выйти из переговоров в любое время. Точно так же, если одну из сторон не устраивает предложенная кандидатура медиатора, она может попросить о его замене.
      4. Конфиденциальность — вся информация, которая становится известной в ходе проведения медиации, является закрытой и ограничивается кругом лиц, участвующих в переговорах. Медиатор предупреждает об этом стороны и по окончании медиации уничтожает все записи, которые он вел в ходе переговоров. Точно так же медиатор не может сообщить одной из сторон информацию, полученную от другой, передача информации сообщается только с согласия стороны. Безусловно, если в ходе переговоров появляется информация о готовящемся или совершенном преступлении, принцип конфиденциальности не будет работать, об этом перед началом процесса переговоров медиатор сообщает сторонам, сообщает также и о том, что если он будет вызван в суд в качестве свидетеля, то сообщать суду сведения, полученные в ходе медиации, он не будет. Надо заметить, что подобное замечание противоречит действующему законодательству (ст. 56 УПК РФ) и может повлечь за собой определенные санкции, предусмотренные законом (ст. 308 УК РФ). Нарушения законодательства не будет только в случае, если медиатор является адвокатом.

Этапы проведения медиации:

1.Вступительное слово
2. Презентация сторон
3. Дискуссия
4. Кокус
5. Формирование повести
6. Выработка предложения
7. Подготовка соглашения
8. Выход из медиации.

 

Направления

Разделы программы

Ребёнок – ребёнок

Индивидуальные беседы с одним или несколькими медиаторами, профилактические беседы по классам, дискуссии

Родитель – ребёнок

Кокус,  выработка и принятие соглашения, социально – педагогическое сопровождение ребёнка

Родитель – родитель

Презентация обеих сторон, кокус,  выработка и принятие соглашения, выход из медиации

Родитель – школа

Презентация обеих сторон, кокус,  выработка и принятие соглашения, выход из медиации

Содержание программы

 

Механизм реализации Программы “Служба школьной медиации”

Координацию деятельности по реализации Программы “Служба школьной медиации” осуществляет её руководитель, который назначается приказом директора школы. В состав службы школьной медиации могут входить участники образовательного процесса: социальный педагог, психолог, педагоги.

Служба определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, входящие в состав службы.

Мероприятия по реализации Программы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организация работы службы медиации согласно запросам участников образовательного процесса и родителей

В течение всего срока реализации программы

Руководитель службы, медиаторы

Беседы с педагогами на тему: «Основные типы конфликтов»

Сентябрь, октябрь

Медиаторы

Беседы с педагогами на тему: «Различные типы исхода конфликтной ситуации»

Ноябрь, декабрь

Медиаторы

Психолого – педагогическое консультирование для родителей «Трудные и критические периоды взросления»

По запросу

Медиаторы

Психолого – педагогическое консультирование  для педагогов «Самые распространенные конфликты»

В течение учебного года

Медиаторы

    • с родителями «Типы конфликтов и способы их преодоления»

По запросу классных руководителей

Медиаторы

Беседы по классам «Стили общения со сверстниками»

Февраль, март

Медиаторы

Консультации для родителей  «Чувство взрослости. Как помочь подростку справиться со своим состоянием?»

По запросу родителей

Медиаторы

Психолого – педагогическое консультирование родителей по запросу

По мере необходимости

Медиаторы

Беседы по классам «Я и взрослый: возможные конфликты – как их избежать?»

Ноябрь, декабрь

Медиаторы

Обсуждение с администрацией школы вопроса об эффективности работы службы по итогам осуществления программы

По итогам каждого года

Руководитель службы, медиаторы

Ожидаемые результаты

            В процессе реализации программы “Служба школьной медиации” создаётся безопасная среда для учащихся, благоприятная для их становления и развития, позволяющая избежать конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном процессе. Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения обучающихся, формирование толерантности в современном образовательном пространстве и повышение психологической культуры личности сторон образовательного процесса, развитие гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу. Формируется умение  предупреждать конфликты или разрешить их мирным путём.

Литература

1.    Журнал "Элита образования", №3 (003), июль-август 2008 года

2.    Демакова И.Д., Синягина Н.Ю., Сологуб В.А. Толерантное отношение к детям групп психологического риска.

3.    Программа профилактики стресса и тревожности как основы формирования толерантности в педагогической деятельности.

4.    Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования.

5.    Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.